Мировые тренды и российская реальность

04.09.2013

Мировые тренды и российская реальность

Большинство аналитических агентств отмечают четыре основных тренда мирового ИТ-рынка: облака, мобильность, социальные сети и большие данные (в терминологии IDC), или социализация, мобилизация, облака и доступ к информации (в терминологии Gartner). Некоторые зарубежные производители, опять-таки опираясь на мнение аналитиков, уверяют, что необходимо также учитывать распространение систем самообслуживания, концепцию интернет-вещей и влияние компьютерных игр*.  

Статистические данные подтверждают: прогнозы аналитиков актуальны и для нашего рынка. По данным IDC, объем российского рынка облачных услуг (публичных и частных) в 2010 г. составил 35,08 млн. долл. К концу 2015 г., по мнению экспертов компании, он превысит 1,2 млрд. долл., демонстрируя среднегодовой темп роста более 100%. Согласно выводам аналитического исследования Orange Business Services, рынок облачных услуг для бизнеса в России к 2016 г. вырастет более чем в четыре раза — с 4,5 млрд. руб. в 2012 г. до 19 млрд. руб. В общей сложности облачные сервисы и связанные с ними сопутствующие услуги к 2016 г. займут 13% рынка ИТ-услуг.

По прогнозам экспертов J’son & Partners Consulting, российский рынок мобильных приложений прибавляет хотя и медленнее, чем мировой, однако динамика впечатляющая — в ближайшие два года в среднем рост будет составлять 186%.

Мобильность завоевывает рынок в России просто на глазах. По данным IDC Quarterly PC Tracker, во II квартале 2013 г. в страну было поставлено около 2 млн. 470 тыс. настольных и портативных ПК, что на 37,3% в штучном и на 42,6% в денежном выражении меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сегмент ноутбуков уменьшился на 45,3% по сравнению с показателями II квартала 2012 г., а сами поставки составили 1 млн. 690 тыс. штук. За этот же период в Россию было поставлено около 1 млн. 960 тыс. планшетов, что более чем вдвое превосходит данный показатель аналогичного периода 2012 г.

А согласно J’son & Partners Consulting, во II квартале 2013 г. в России было продано 3,6 млн. смартфонов, что эквивалентно 40% общих продаж мобильных терминалов.

Мало того, даже сегмент интернет-вещей («умных» бытовых приборов, способных подключаться к Интернету) уже вполне можно измерить. В соответствии с прогнозом J’son & Partners Сonsulting этот рынок к 2015 г. вырастет до 527 млн. долл., а к 2020 г. — до 980 млн. долл. Основные драйверы, как и во всем мире, — технология RFID, сенсорные сети и NFC.

Однако тренды трендами, а реальный бизнес, особенно в регионах, живет и развивается по своим законам. Особенно в сегодняшнее не самое простое время.

Большинство руководителей российских ИТ-компаний, офисы которых расположены в Москве, хорошо представляя себе перспективы новых трендов, признали, что в данный момент их влияние на российский рынок не слишком велико (см., например, статью «Рынок в стагнации, или Как выжить на пути к инновационной экономике», CRN/RE, № 12/2013).

Редакция CRN/RE попросила руководителей региональных компаний сообщить, насколько велико влияние новых трендов на тот сегмент рынка, где они работают. Какие тенденции уже воспринимаются клиентами и заказчиками, про какие читали и слышали только самые продвинутые? Стоит ли делать на них «ставки» или реальный бизнес пока далек от этих новшеств?

Ответы руководителей компаний очень показательны, приводим их с минимальной редакторской правкой.

Сергей Полторак, руководитель бизнес-направления «Инновационные проекты» компании «ЛАНИТ-Урал» (Челябинск):

Облака — это уже не тенденция, а реальный эффективный инструмент для бизнеса и жизни. Некоторое время назад живой интерес к облачным технологиям получил негативную окраску.

Бизнесу были представлены ограниченные возможности облачных сервисов, и по российской традиции на новой теме многие старались побольше заработать. К счастью, сегодня облачные технологии доказали свою доступность и безопасность. Хороший пример — Office 365 Microsoft — к нему проявляет интерес динамичный малый и средний бизнес.

Вообще катализатором развития новых технологий выступают компании, стремящиеся к сокращению затрат и повышению эффективности. Это могут быть и промышленные гиганты, и компании с распределенной структурой, для которых важна постоянная мобильность сотрудников.

Здесь нужно также отметить тенденцию мобильности. Корпоративные порталы компаний не только выполняют функцию доступной из любой точки мира внутренней соцсети. Порталы помогают также сотрудникам коммуницировать и адаптироваться, становятся инструментом управления проектами, документооборотом, персоналом и т. д. В связи с этим разработчики ПО предлагают гибридные решения на основе корпоративного портала и системы управления бизнесом.

В Уральском регионе предприятия не отстают от мировых тенденций и проявляют активный интерес к перечисленным решениям. Если экономика страны сохранит стабильность, то в ближайшие 2–3 года в нашем регионе станет значительно больше предприятий, которые переведут бизнес-процессы в онлайн.

С учетом этих перспектив в компании «ЛАНИТ-Урал» в 2013 г. создано отдельное бизнес-направление «Инновационные проекты», основные задачи которого — реализация проектов с использованием облачных технологий, BYOD, объединенных коммуникаций и др.

Елена Старикова, директор по маркетингу ЗАО «ЛАНИТ ДВ» (Владивосток):

Удаленность Дальневосточного региона, низкая плотность населения и значительная протяженность коммуникаций оказывают большое влияние на проникновение на ИТ-рынок Дальнего Востока новых трендов в области облачных технологий, мобильности, социальных сетей и больших данных, мобилизации, доступа к информации, распространения систем самообслуживания, интернет-вещей.

Однако сюда направлены серьезные инвестиции, которые привлек прошедший во Владивостоке в 2012 г. Саммит АТЭС. Нас, как системного интегратора, не может не радовать одобрение правительством программы развития Дальнего Востока, которая предполагает финансирование на общую сумму более 10 трлн. руб. до 2025 г.

Сегмент облачных технологий Дальнего Востока имеет свою специфику, так как все основные вычислительные мощности сосредоточены в Москве, там, где ниже стоимость электроэнергии, цены на оборудование. Такое размещение серверов вряд ли приведет к активному развитию данного направления на местном ИТ-рынке.

Похоже, в перспективе сфера деятельности местных системных интеграторов на рынке значительно сузится и сведется к монтажу оборудования для доступа к сетям передачи данных и предоставлению доступа к этим сетям. Единственное, что может поддержать местный ИТ-сектор, это необходимость размещения ночной для Москвы части службы круглосуточной технической поддержки на Дальнем Востоке, даже при существующей стоимости связи.

Говорить о каком-то преимуществе облачных сервисов пока не приходится. Для большинства компаний, решившихся на «удаленную работу», слишком велики финансовые риски, обусловленные недостаточным уровнем развития информационной инфраструктуры, а кроме этого далекими от европейских нормативов уровнями цен, качества и стабильности доступа в Интернет.

Поэтому данный сегмент представлен коммерческими запросами по аренде полнофункциональных веб-сайтов. В результате подобного рода облачные предложения слишком мало отличаются от традиционного веб-хостинга.

На эволюцию базовых технологий Интернета, таких как конвергентные технологии, предполагающую автоматическую генерацию метаданных, создание контекстных персонализированных интерфейсов, формирующих основу цифрового образа жизни, также влияет специфика Дальневосточного региона.

Большая часть населенных пунктов Дальнего Востока, удаленных от основных транспортных путей, обеспечивается связью через протяженные (от 200 до 2 тыс. км) аналоговые линии связи, без гарантии необходимого качества предоставления соответствующих услуг, поэтому в настоящее время рост сегмента конвергентных телекоммуникационных технологий ограничен.

Сегодня на ИТ-рынке Дальнего Востока значительно увеличилось число проектов, направленных на долгосрочную перспективу, таких как создание центров обработки данных, виртуализация, системы унифицированных коммуникаций, высокопроизводительные серверные системы и системы телекоммуникаций. Большую долю в услугах ИТ-компаний занимают государственные заказы.

Начиная с 2008 г. правительство уделяет особое внимание подключению школ к Интернету. Активно развивается система дистанционного образования, создания электронных дневников. Введение электронной системы учета знаний позволяет создать единое информационно-образовательное пространство, объединяющее школьников, их родителей, учителей и администрацию школы и города.

Эта тенденция для нас наиболее благоприятна. Сейчас, к примеру, мы завершаем проект «Электронная школа Приморья».

Вячеслав Тихонов, руководитель отдела корпоративных систем «ЛАНИТ-Поволжье» (Нижний новгород):

Облака, мобильность и социальные сети — всё это пока адресовано молодому поколению. Поэтому эти направления актуальны для малых фирм (стартапов), создаваемых молодыми командами, либо для компаний, чей основной целевой сегмент — молодежь. Если же рассматривать крупных клиентов нашего региона, то пока роль молодых сотрудников не столь велика в принятии решений, поэтому эти направления и не столь актуальны. Хотя некоторые подвижки есть. Например, при внедрении корпоративных информационных систем все чаще звучит требование мобильного доступа к системе для руководства, хотя чаще это только имиджевые потребности.

Кроме того, стоит отметить явный тренд централизации и укрупнения информационных ресурсов предприятий. Все больше создается корпоративных ЦОДов, либо ресурсы переносятся на готовые площадки. Прежде всего это делается для упрощения управления ИТ-инфраструктурой и оптимизации вычислительных мощностей. Логичным продолжением этого тренда стали задачи обработки больших объемов данных и создания корпоративных облачных сервисов. Интерес к этому растет.