Интервью с Томасом Холзбаром (IBM) по итогам визита в Челябинск

01.04.2011

25 марта в Администрации г.Челябинска при участии Министра информационных технологий и связи Дмитрия Тарасова и поддержке ЧРОР «ПРОМАСС» состоялась встреча руководителей городской Администрации с представителями компаний IBM и ЛАНИТ-Урал. На встрече обсуждались состояние и перспективы развития систем управления городской инфраструктурой.

В обсуждении приняли участие Заместитель Главы Администрации города по дорожному хозяйству Владимир Алейников и Заместитель Главы Администрации города по городскому хозяйству Егор Ковальчук.

По итогам встречи представитель IBM по развитию бизнеса в странах Центральной и Восточной Европы господин Томас Холзбар поделился своими впечатлениями о Челябинске и рассказал, как решения IBM помогут сделать южноуральскую столицу безопасной и удобной с точки зрения организации дорожного движения:

- Какое впечатление произвели на Вас Челябинск и другие российские города?

- Впечатление от вашего города только положительное. Более того, хочу отметить, что в плане состояния дорожного хозяйства Челябинск выигрывает в сравнении с большинством городов России. Приятно отметить позитивный настрой представителей администрации города и готовность к дальнейшей модернизации городской системы.

Сегодня все больше успешных городов мира приходят к пониманию, что без комплексных систем в сфере коммунального хозяйства невозможно обеспечить эффективное управление и обслуживание. Важно, что Челябинск в этом вопросе находится, так сказать, на передовой.

- Увидели ли вы какие-то проблемы российских городов? Над чем нужно работать в Челябинске?

- Состояние дорожного движения и самих дорог в Челябинске удовлетворительное. Особых проблем автомобильных пробок мы не увидели. Тем не менее, городская инфраструктура нуждается в модернизации.

Сейчас российские города всерьез озабочены подготовкой к предстоящим спортивным мероприятиям мирового уровня. Даже если Челябинск не будет принимать активное участие в проведении этих мероприятий, эти события отразятся на жизни города и необходимо, чтобы инфраструктура города была готова к увеличению транспортных нагрузок.

Если Челябинск реализует программу «Разумный город» хотя бы частично, это станет хорошим примером для других российских городов. Даже если представить, что проект будет воплощен в жизнь всего на двух главных улицах Челябинска, то уже можно говорить о более высоком уровне безопасности, например, с помощью камер наблюдения фиксировать и отслеживать угнанные машины. Таким образом, реализуется программа «безопасный город».

- Сколько времени потребуется Челябинску, чтобы вывести уровень систем управления городом на современный уровень?

- Все зависит от людей, которые будут участвовать в реализации проекта, и от заказчиков со стороны администрации города. Необходимо, чтобы все участники проекта видели не только затратную часть проекта, но и дальнейшую прибыль от его реализации, возврат инвестиций. Важную роль будет играть маркетинг проекта, который покажет финансовую выгоду для всех участников – органов власти, инвесторов, конечных потребителей. Удачная реализация проекта «Разумный город» в Челябинске станет хорошим примером для других городов. К руководителям Челябинска станут обращаться за советами другие российские города, перенимать опыт.

- Опыт каких городов мира в решении дорожных проблем вы использовали в своих решениях?

- У компании IBM серьезный опыт в мире. Такие мегаполисы, как Лондон, Стокгольм, Сингапур использовали компетенции IBM в решении проблем дорожного движения.

Например, в Сингапуре было сильно затруднено движение в центре города. Проблема пробок является проблемой для любых городов мира. Если город завязывается в одну мертвую пробку, это сказывается на всех сферах экономики. Наша компания помогла Сингапуру решить эту проблему.

Но стоит помнить, что в каждом городе своя уникальная инфраструктура, собственные, исторически сложившиеся варианты планировки, и, следовательно, подход к решению задач в каждом городе – уникальный. Например, в старых городах с обозначенным историческим центром – Москва, Санкт-Петербург, Стокгольм – никто не разрешит сносить исторические памятники для расширения полос движения транспорта. Проблему решают ограничением движения частного автотранспорта в центральных районах, или делают платный въезд в центр. Человек может не платить, а просто оставить автомобиль на специальной парковке и пересесть на общественный транспорт. В Стокгольме подобный проект окупился за 4 года и уже приносит городу прибыль. Эти деньги руководители тратят на развитие и обслуживание экологичного общественного транспорта. Таким образом, в центре снизилось загрязнение воздуха и улучшилась экологическая обстановка.

- Получается, что у компании IBM нет унифицированного решения, которое подойдет для каждого города?

- Верно, готового стандартного решения нет. Для решения дорожных проблем каждого города IBM подключает серьезный аналитический аппарат, оценивает интенсивность транспортных потоков на разных участках дорог в разное время суток. Исходя из этой аналитики, городу предлагаются собственные, уникальные варианты решения проблем дорожного движения.

В больших городах с каждым годом увеличивается население, у жителей становится все больше личного транспорта. Если проблему пробок не решать, сами по себе они не исчезнут, а их постоянство и продолжительность станут критичными для городской экономики.

Возможность реализации проекта компании IBM в Челябинске прокомментировал генеральный директор ЛАНИТ-Урал Александр Кондаков:

«Реализация проекта «Разумный город» в Челябинске позволит нашему городу выйти на новый уровень безопасности дорожного движения. Следовательно, снизится аварийная статистика, передвижение по городу станет более комфортным и удобным.

Для успешного воплощения проекта в жизнь необходимо соблюдение нескольких факторов. В первую очередь, городская информационная инфраструктура должна обладать существенными вычислительными мощностями, чтобы оперативно принимать и анализировать большие объемы входящей информации. Эту проблему поможет решить строительство областного Центра обработки данных в Челябинске.

Успешное внедрение высокотехнологичных решений IBMв Челябинске зависит от общего уровня информатизации города. Система не заработает полноценно без необходимого технического обеспечения населения, которое и является конечным пользователем всех нововведений. Доступ к сервисам «Разумного города» должен обеспечиваться через интернет, либо общедоступные бесплатные информационные терминалы. Необходимо будет оборудовать системами навигации и оперативной связи общественный транспорт, транспорт аварийных служб, служб безопасности движения и медицинской помощи. Только при комплексном выполнении этих условий проект «Разумный город» может быть успешным и принесет Челябинску положительный эффект.

 Отдельный вопрос – наличие необходимых человеческих ресурсов. Для реализации проекта и осуществления его дальнейшей поддержки компании IBMв Челябинске нужен партнер, обладающий успешным опытом внедрений аналогичного уровня. При этом, специалисты компании должны иметь необходимый уровень подготовки и сертификации. Со своей стороны, хочу отметить, что ЛАНИТ, в лице представительства ЛАНИТ-Урал, готов выступить партнером компании IBM при реализации проекта «Разумный город» в Челябинске».